|
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работыРазработка и огневые испытания гибких чехлов из термостойких материалов, предназначенных для защиты запорной арматуры трубопроводов от воздействия пламениРезультатСоздание гибких съемных чехлов для огнезащиты трубопроводов с арматурой. ПрименениеЧехлы используются для обеспечения требуемой огнестойкости трубопроводов и запорной арматуры технологического оборудования нефтегазового комплекса. ОписаниеОсновными элементами конструкции огнезащитного чехла являются гибкие наружные огнестойкие и промежуточные теплостойкие слои из волокнистых материалов с плотностью возрастающей к поверхности огневого воздействия. Концы экрана скреплены внахлест. Наружные огнестойкие слои могут быть пропитаны составом, отражающим тепловое излучение, или вспучивающимся огнезащитным составом. Проведение теоретических и экспериментальных исследований и разработка на их основе методов и средств огнезащиты запорной и фонтанной арматуры нефтяных скважинРезультатПереносное огнезащитное укрытие для арматуры нефтяных скважин. ПрименениеПереносное огнезащитное укрытие используется для обеспечения требуемой огнестойкости запорной и фонтанной арматуры действующих нефтяных скважин. При проведении регламентных работ на одной из скважин укрытие устанавливается на соседние скважины кустовой площадки. В случае возникновения пожара укрытие защищает от огневого воздействия неаварийные скважины. Его применение особенно эффективно в условиях ограниченных запасов воды для пожаротушения. ОписаниеОсновным элементом конструкции огнезащитного укрытия является огнестойкий экран, выполненный из кремнеземных, базальтовых волокон или их комбинации. Плотность теплостойких слоев распределена с увеличением в направлении поверхности огневого воздействия. В конструкции экрана реализован комбинированный способ блокирования теплового потока от пламени к защищаемому объекту: кроме теплоизолирующего эффекта термостойких слоев используется физический эффект испарительного охлаждения распыленной воды, подаваемой на поверхность и проникающей внутрь экрана. Процесс установки огнезащитного укрытия на нефтяной скважине показан на фотографиях 3 и 4, а его поведение при огневых испытаниях в условиях пожара разлития нефти — на фотографиях 5 и 6 (см. буклет). Проведение научных исследований и разработка типовых конструкций средств огне- и теплозащиты резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов на автомобильных газозаправочных станцияхРезультатСъемная огне- и теплозащита для резервуаров хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ). ПрименениеОгне- и теплозащита предназначена для снижения пожарной опасности, повышения огнестойкости и предотвращения нежелательного нагрева в условиях обычной эксплуатации резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС). Их применение позволяет приравнять наземное расположение резервуаров для хранения топлива к подземному, что дает значительную экономию средств при строительстве и эксплуатации АГЗС. Теплоизоляция резервуаров позволяет получить экономию топлива за счет уменьшения интенсивности его испарения. Огне- и теплозащита съемная. Это позволяет проводить регламентные осмотры и техническое обслуживание резервуаров без нарушения целостности огне- и теплозащиты. ОписаниеКонструкция съемной огне- и теплозащиты содержит несущий каркас, термостойкие теплоизолирующие маты, изготавливаемые по швейной технологии, и защитно-декоративную облицовку. Несущий каркас состоит из продольных и кольцевых элементов, которые служат для крепления матов и облицовки. В одном из вариантов исполнения термостойкого теплоизолирующего слоя использовано вспучивающееся огнезащитное покрытие, наносимое на его наружную поверхность. При огневом воздействии на конструкцию пенококс вспучивающегося покрытия заполняет зазор между матами и облицовкой. В этом случае пенококс выполняет функцию эффективной высокотемпературной изоляции. Вид резервуара хранения СУГ со съемной огне- и теплозащитой до огневого испытания в процессе и после испытания показан на фотографиях 7 – 9, процесс монтажа съемной огне- и теплозащиты на технологическом оборудовании одной из действующих АГЗС – на фотографиях 10, 11. Разработка методик расчета и огневых испытаний огнезащиты общего вытяжного канала общеобменной вентиляции и дымоудаления автодорожных тоннелей в составе участка Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта маршала ЖуковаРезультатКомпозиционная огнезащита повышенной эффективности для коробов дымоудаления с узлами подвеса и компенсаторами теплового расширения к строительным конструкциям. ПрименениеОгнезащита конструкций вытяжного канала общеобменной вентиляции и дымоудаления автодорожных тоннелей обеспечивает сохранение их работоспособности при пожаре в рабочем пространстве тоннеля. ОписаниеКомпозиционная огнезащита коробов дымоудаления с узлами их крепления к железобетонной обделке тоннеля состоит из термостойких плит Promatect-H (наружный слой) и базальтоволокнистых теплоизоляционных матов (внутренний слой). В композиционной огнезащите компенсаторов теплового расширения секций короба с целью придания гибкости наружный термостойкий слой выполнен из кремнеземного войлока. Применение во внутренних слоях композиционной огнезащиты относительно дешевых базальтоволокнистых материалов позволяет снизить ее стоимость при сохранении требуемых огнезащитных качеств. Разработка компенсаторов теплового расширения элементов системы дымоудаленияРезультатКонструктивное исполнение огнестойких компенсаторов теплового расширения. ПрименениеТехнический результат заключается в исключении разрушения воздуховодов вследствие тепловых деформаций под действием высоких температур за счет использования огнестойких компенсаторов линейных тепловых расширений. Применение специальных гибких вставок обеспечивается гибкость всей конструкции, без снижения ее огнезащитных свойств. ОписаниеКомпенсатор представляет собой коробчатую конструкцию из тонколистовой стали и выполнен с возможностью закрепления на фланцах секций воздуховода. Для его защиты от огневого воздействия применена гибкая композиционная огнезащита, состоящая из кремнеземного войлока (наружный слой) и базальтоволокнистых матов (внутренний слой). Исследование современных требований нормативных правовых документов по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и видов, а также вопросов нормативного правового обеспечения безопасности обучающихся и персонала образовательных учреждений при возникновении пожара или чрезвычайной ситуацииРезультатПроект специального технического регламента «Требования к образовательным учреждениям по обеспечению пожарной безопасности» для образовательных учреждений всех типов и видов и методические указания по его реализации. ПрименениеНормативно правовое обеспечение безопасности обучающихся и персонала образовательных учреждений при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации. ОписаниеПроведен анализ соблюдения правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях, состояния и перспектив развития систем оповещения людей о пожаре или чрезвычайной ситуации и общих положений об эвакуации, организации защиты обучающихся и персонала при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации, требующей срочной эвакуации людей во всех типах и видах образовательных учреждений. Подготовлены и апробированы проекты нормативных правовых документов по обеспечению пожарной безопасности, полностью охватывающих нормативное правовое регулирование указанных вопросов, в том числе:
НИР по государственному контракту с Минобрнауки «Разработка пилотного проекта по применению новых средств спасения людей (самоспасательных средств) на объектах сферы науки и образования».РезультатМетодические рекомендации по расчету необходимого количества и применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения при пожарах на объектах сферы науки и образования. ПрименениеПрименение новых средств спасения людей позволяет:
Анализ современного уровня развития, исполнения и характеристик сертифицированных средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения граждан (самоспасателей) показал: а) защитное действие фильтрующих самоспасателей распространяется на дым, токсичные газовоздушные смеси (до определенной концентрации), а изолирующие самоспасатели кроме того защищают от недостатка кислорода; б) при массовом оснащении зданий образовательных учреждений целесообразно отдать предпочтение фильтрующим самоспасателям. Изолирующие самоспасатели целесообразно применять:
в) по соотношению защитных, эксплуатационных качеств и стоимости по равнению с зарубежными образцами имеют преимущество фильтрующие самоспасатели, выпускаемые российскими производителями. ОписаниеСведения о выпускаемых отечественной промышленностью фильтрующих самоспасателях даны в таблице и на рисунках 1 – 3. Таблица – Сведения о сертифицированных самоспасателях фильтрую-щих.
Проведены испытания по апробированию практического применения новых самоспасательных средств в двух типовых образовательных учреждениях, а также расчеты необходимого времени эвакуации из зданий, выбранных для проведения испытаний средств спасения. Анализ полученных результатов показал следующее. 1. Установленным критериям для оснащения зданий образовательных учреждений удовлетворяют:
2. Фактическое время эвакуации граждан, включенных в самоспасате-ли, из типовых зданий образовательных учреждений составляет: а) из аудитории, расположенной на 3-м этаже учебного корпуса класса функциональной пожарной опасности Ф 4.2:
б) из комнаты расположенной на 3-м этаже общежития класса функ-циональной пожарной опасности Ф 1.2:
3. Использование самоспасателей не приводит к существенному снижению скорости их движения на участках пути эвакуации, характеризующихся отсутствием на них опасных факторов пожара. 4. Скорость движения людей, включенных в самоспасатели, по задымленным участкам в условиях потери видимости (менее 20 м) уменьшается на величину не более 36 % по сравнению со скоростью их движения по незадымленным участкам. 5. Необходимое время эвакуации, рассчитанное методом математического моделирования распространения опасных факторов пожара (не менее 140 с для учебного корпуса и не менее 80 с для общежития), превышает фактическое время эвакуации граждан, включенных в самоспасатели, для реализованного при испытаниях маршрута. |
||||||||||||||||||
|